Head
of Film Studio DEBUT
Film Director
Actor
Honoured Artist of Russian Federation
State-prizes winner
First Vice President of Actor Guild of Russian Federation
FILMOGRAPHY (Actor)
DON'T LEAVE ME,
LOVE (2002) - Ne Pokidai Menya,
Lyubov (Russian title)
THE PRESIDENT AND HIS WOMAN (1996) - President i evo
zhenshchina (Russian title)
RECRUITER (1991) - Verbovshchik (Russian title)
GOL V SPASSKIYE VOROTA (1990)
BARKHAN (1989)
MISTY SHORES (1985) - Mglistyye berega (Russian title)
ATTENTION, ALL POSTS! (1985) - Vnimaniye! Vsem postam...
(Russian title)
PORUCHIT GENERALU NESTEROVU (1984)
OSOBYJ SLUCHAJ
(1983)
THREE PEOPLE ON A HIGHWAY (1983) - Troye na shosse (Russian
title)
LITTLE ALEXANDER (1981) - Aleksandr malenkij (Russian
title)
CHASTNOYE LITSO (1980)
SVITALO CELOU NOC (1980)
DVA KAPITANA (1976)
VY MNE PISALI... (1976)
WE DIDN'T LEARN THIS (1975) - Eto my ne prokhodili (Russian
title)
ONE
HUNDRED DAYS AFTER CHILDHOOD (1974) - Sto dnej posle
detstva (Russian title)
HIGH TITLE (1974) - Vysokoye zvaniye - Radi zhizni na
zemle (Russian title)
HIGH TITLE (1973) - Vysokoye zvaniye - Ya - Shapovalov
T.P. (Russian title)
THE DAWNS HERE ARE QUIET (1972) - A zori zdes tikhiye
(Russian title)
GORYACHIJ SNEG (1972)
THE STOLEN TRAIN (1971) - Otkradnatiyat vlak (Russian
title)
PRINCE IGOR (1970) - Knyaz Igor (Russian title)
GDE TY TEPER,
MAKSIM? (1964)
INTRODUCTION (1962) - Vstupleniye (Russian title)
FILMOGRAPHY (Director)
DON'T LEAVE ME,
LOVE (2002) - Ne Pokidai Menya,
Lyubov (Russian title) in collaboration with Lyudmila
Gladunko
THE HERMIT (1993)
NIGHT CREW (1987) - Nochnoj ekipazh (Russian title)
PLOSHCHAD VOSSTANIYA (1985)
WE WEREN'T MARRIED IN CHURCH (1982) - Nas venchali ne
v tserkvi (Russian title)
FILMOGRAPHY (Writer)
PLOSHCHAD VOSSTANIYA (1985)
Actress
Director
FILMOGRAPHY (Actress)
FORGIVENESS
(1992) - Proshcheniye (Russian title)
NIGHT CREW (1987) - Nochnoj ekipazh (Russian title)
PLOSHCHAD VOSSTANIYA (1985)
YESHCHYO LYUBLYU, YESHCHYO NADEYUS (1985)
PORUCHIT GENERALU NESTEROVU (1984)
WE WEREN'T MARRIED IN CHURCH (1982) - Nas venchali ne
v tserkvi (Russian title)
RASSLEDOVANIYE (1980)
GOAWAY AND TWOBRIEFCASES (1974) - Kysh i dvaportfelya
(Russian title)
RUSSIAN FIELD (1971) - Russkoye pole (Russian title)
CLEAN PONDS (1969) - Chistye prudy (Russian title)
GDE TY TEPER, MAKSIM? (1964)
FILMOGRAPHY (Director)
DON'T LEAVE ME, LOVE (2002) - Ne Pokidai Menya, Lyubov (Russian title) in collaboration with Boris TOKAREV
Russian Text:
Режиссеры
Актёр
Режиссер
Продюсер
Заслуженный артист России
Руководитель киностудии ДЕБЮТ
Первый вице-президент Гильдии актёров России
БИОГРАФИЯ
Борис
Васильевич Токарев родился 20 августа 1947 г. в селе Киселево Калужской обл.
Окончил актерский (1969, мастерская Б. Бибикова
и О. Пыжовой)
и режиссерский (1977, мастерская С. Герасимова)
факультеты Всесоюзного государственного института кинематографии. В 1960-1961
играл на сцене Московского драматического театра им. А.С. Пушкина,
в 1969-1970 – на сцене ЦТСА.
Художественный руководитель экспериментального молодежного творческого
объединения
ДЕБЮТ.
Лауреат Государственной премии РСФСР (1975, за фильм "Горячий снег").
Главный приз на ВКФ "Молодость" (1978, за фильм "Ангел мой").
Приз "За самый удачный дебют" на КФ "Дебют" в Свердловске (1983, за фильм "Нас
венчали не в церкви").
Лауреат премии Ленинского комсомола (1978, за актерские работы).
Заслуженный артист РСФСР (1976).
ФИЛЬМОГРАФИЯ (актёр)
2001
НЕ ПОКИДАЙ МЕНЯ, ЛЮБОВЬ... 2000 МАРОСЕЙКА, 12 1996 ПРЕЗИДЕНТ И ЕГО ЖЕНЩИНА 1992 СУМАСШЕДШАЯ ЛЮБОВЬ 1992 ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРИГОВОРА 1991 ВЕРБОВЩИК 1990 ГОЛ В СПАССКИЕ ВОРОТА 1989 БАРХАН 1988 ЭСПЕРАНСА 1986 ОЧНАЯ СТАВКА 1985 ВНИМАНИЕ! ВСЕМ ПОСТАМ... 1985 БЕРЕГА В ТУМАНЕ 1984 ПОРУЧИТЬ ГЕНЕРАЛУ НЕСТЕРОВУ 1984 ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ 1983 ТРОЕ НА ШОССЕ 1981 ОТСТАВНОЙ КОЗЫ БАРАБАНЩИК 1979 ПРИЛЕТАЛ МАРСИАНИН В ОСЕННЮЮ НОЧЬ 1975 ЭТО МЫ НЕ ПРОХОДИЛИ 1975 ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ |
1974
СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА 1974 РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ 1973 ГОРЯЧИЙ СНЕГ 1972 ЕСЛИ ТЫ МУЖЧИНА... 1972 А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ 1971 УКРАДЕННЫЙ ПОЕЗД 1971 МОРСКОЙ ХАРАКТЕР 1970 УКРАДЕННЫЙ ПОЕЗД 1969 СКАЗКА О СКАЗКЕ 1969 КНЯЗЬ ИГОРЬ 1965 ДОРОГА К МОРЮ 1965 ГДЕ ТЫ ТЕПЕРЬ, МАКСИМ 1965 ВЕРНОСТЬ 1964 СИНЯЯ ТЕТРАДЬ 1964 ПАЛАТА 1963 ВСТУПЛЕНИЕ 1959 СПАСЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ |
ФИЛЬМОГРАФИЯ (режиссер)
2001
НЕ ПОКИДАЙ МЕНЯ, ЛЮБОВЬ... (совместно с
Людмилой
Гладунко)
2001 ДОМИК ОКНАМИ В САД
1992 ОТШЕЛЬНИК
1987 НОЧНОЙ ЭКИПАЖ
1985 ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ
1982 НАС ВЕНЧАЛИ НЕ В ЦЕРКВИ
1979 СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ, ИЛИ ДЯДЯ МИША ДАЕТ СОВЕТЫ
1978 АНГЕЛ МОЙ
1977 КАТИНА СЛУЖБА
http://www.rutv.ru/personnel.html?id=7024&cid=44&d=2
Борис Токарев
Дата рождения: 20 августа 1947 года |
Место рождения: село Киселево Калужской области |
В 1969 году
окончил актерский (мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой) и в 1977 году -
режиссерский (мастерская С. Герасимова) факультеты Всесоюзного государственного
института кинематографии.
Лауреат Государственной премии РСФСР (1975, за фильм "Горячий снег")
Главный приз на ВКФ "Молодость" (1978, за фильм "Ангел мой")
Приз "За самый удачный дебют" на КФ "Дебют" в Свердловске (1983, за фильм "Нас
венчали не в церкви")
Лауреат премии Ленинского комсомола (1978, за актерские работы)
Заслуженный артист РСФСР (1976)
Фильмография:
Актер
|
Фильмография: Режиссер
Фильмография: Сценарист
|
Борис Токарев: "Проблема номер один – это проблема молодежи"
Дебют. Это понятие очень много значит для начинающего кинематографиста, являясь реальной возможностью проявить себя, показать, на что ты способен. Киностудия "Дебют", созданная как экспериментальное молодежное объединение "Мосфильма", стала стартовой площадкой для многих дебютантов. В разные времена для "Дебюта" писали такие мастера отечественного кино, как Ю.Арабов, В.Мережко, А.Гребнев, Э.Володарский, здесь снимали свои первые фильмы А.Сокуров, В.Тодоровский, И.Дыховичный, С.Снежкин и другие. Увы, многое изменилось, и сейчас, когда наш кинематограф переживает не самые лучшие времена, остро встала проблема выживания именно дебютного короткометражного кино. Мы беседуем с художественным руководителем студии "Дебют" Борисом Васильевичем Токаревым.
М-И: Борис Васильевич, расскажите о планах "Дебюта" на этот год.
Б.Токарев: Мы участвовали в общем конкурсе сценариев, организованном Госкино РФ, и наш проект – "Крест, погоны и тюрьма" Алексея Пояркова и Романа Хруща – получил единодушное одобрение членов экспертного жюри. Этот проект – и есть наши планы на 2000 год. Режиссерами будущей картины станут А.Поярков, Р.Хрущ и А.Горшанов.
Авторы, они же режиссеры этого проекта принимали участие в нашей беседе, и мы попросили их рассказать о своем произведении.
А.Поярков: Это былинная история. Три провинциала – будущий священник, бывший зек и офицер российской армии – приезжают на один день в Москву за своими девушками. Они знакомятся в поезде и потом расходятся. Три новеллы – рассказ про каждого из героев.
М-И: Свой проект вы целенаправленно принесли именно в "Дебют"?
А.Поярков: Это пример очень поучительный и притчеобразный для всего российского кинематографа – дважды в разном составе мы пытались запустить альманах, состоящий из трех новелл, которые были бы как-то между собой объединены. После того, как это в последний раз не получилось у киностудии "НТВ-профит", у нас остался один из сценариев. Потом Борис Васильевич Токарев пригласил нас с Ромой Хрущом в "Дебют" для того, чтобы разработать такой альманах, написать его с нуля. И была поставлена задача, чтобы три новеллы были соединены не формально, а именно сюжетно, персонажно. Мы взяли за основу сценарий, оставшийся от прошлого проекта, и придумали еще две новеллы, объединив их вместе.
Б.Токарев: Я считаю, что сегодня наши дебютанты должны снимать свои короткометражки не отдельно, а именно в альманахе – это должна быть большая полнометражная картина. Думаю, в дальнейшем мы будем стремиться к тому, чтобы делать такие фильмы, которые могут состоять из пяти или десяти разных по объему новелл. Важно то, что этим проектом мы решаем сразу несколько задач – заявить как можно больше режиссеров-дебютантов, показать фильм не только по телевидению, но устроить и кинотеатральный показ, выпустить видеокассеты, расширив тем самым зрительскую аудиторию.
М-И: Борис Васильевич, а как обстоят дела на студии в целом? Трудно?
Б.Токарев: Да, трудно, а кому сейчас легко? И должен сказать, что дальнейшая жизнь "Дебюта" полностью зависит именно от принципиального решения этого нового проекта. Важно то, что Госкино, с моей точки зрения, все-таки поворачивается в сторону дебютантов, и мы начинаем ощущать реально то, о чем А.А.Голутва говорил на всех заседаниях секретариата: что молодые – основная наша работа. Союз Кинематографистов, с моей точки зрения, в этом вопросе не дорабатывает. Несмотря на то, что создан комитет по работе с молодежью, мне кажется, что СК, как общественная организация, должен привлекать к себе больше молодых. И это должны быть какие-то реальные дела, например, создание молодежного клуба, где сценаристы, режиссеры могли бы встречаться, обмениваться идеями, ведь сегодня они все разобщены. "Дебют" пытается собрать всех вместе, но мы производственная структура. Я думаю, что СК должен заниматься налаживанием творческих контактов между молодыми кинематографистами, а наша студия будет стараться реализовывать их идеи. Это очень важно, так как проблема молодежи сегодня – это проблема номер один. Я знаю, что и на "Мосфильме" хотели бы сделать несколько картин в нашем объединении. Мы отправили руководству студии целый ряд проектов, которые всерьез обсуждаются. Будущее студии зависит от молодых режиссеров, которые будут работать на ней. А как лучше их узнать? Когда я снял в "Дебюте" как режиссер свою первую картину "Ангел мой" и все руководители объединений посмотрели ее, то Ю.Райзман пригласил меня к себе. Это было очень приятно и уважительно, потому что моя работа не ушла в никуда и имела реальный результат. Думаю, что эта позиция будет восстановлена обязательно. По крайней мере, руководство "Мосфильма" все для этого делает... Мне приходится читать в прессе изречения: а зачем нам нужны короткометражки, лучше сразу давать режиссерам-дебютантам полнометражный фильм. Наверное, с какой-то точки зрения это справедливо, но сегодня, когда на кино дается минимум денег, гораздо целесообразнее использовать их именно в таком направлении – короткометражки, которые объединяются в один альманах.
М-И: Что касается финансирования – есть ли какие-нибудь денежные вложения со стороны?
Б.Токарев: Я не хочу сказать, что мы не делали попыток найти каких-то инвесторов со стороны, но, как правило, все наши попытки ничем не заканчивались. И это объяснимо. Никто из крупных финансовых структур не хочет вкладывать деньги в не очень известных молодых людей. И с моей точки зрения, только государство должно этим активно заниматься. Ведущие наши мастера могут найти деньги на стороне, потому что им есть что предъявить, а что может показать молодой человек, который приходит в банк или другую финансовую структуру? В лучшем случае 1-2 учебные картины (как правило, видеоматериал), которые он снял на учебной студии ВГИКа или Высших режиссерских курсов. И с этой точки зрения "Дебют" ориентируется на помощь прежде всего государства, потому что как только состоялся дебют и человеку есть что предъявить, можно говорить о каких-то финансовых вливаниях.
М-И: К вам может прийти со своими идеями каждый молодой кинематографист?
Б.Токарев: Да, но это не означает, что мы принимаем все проекты. И здесь возникает другой принципиальный вопрос. Мы в "Дебюте" сохранили редакторскую структуру, которая во многих студиях сегодня, к сожалению, отсутствует. А ведь хороший редактор – это, прежде всего, тщательная и внимательная работа со сценарием, который является основой фильма. И я считаю: то, что мы получили сегодня этот проект, – во многом заслуга нашей редакторской команды.
М-И: Вы сталкиваетесь с проблемой отсутствия хороших сценариев?
Б.Токарев: Эта проблема была, есть и будет. Найти хорошего сценариста – это уже 70% успеха картины. Мы очень много читаем. Для нас важен поиск пишущих людей, пишущих сценаристов. Раньше многие известные сейчас сценаристы считали за честь поставить свой сценарий в "Дебюте". Сегодня времена изменились, но многие из известных мастеров не отказываются от того, чтобы написать нам ту или иную историю. Но нам-то надо среди молодых найти интересных людей.
М-И: И вы их находите. Расскажите о победе "Дебюта" во Франции.
Б.Токарев: Нами был сделан альманах под названием "Здравствуй, племя младое", состоящий из трех разных фильмов и посвященный 200-летию А.С.Пушкина. Мы привезли его на французский фестиваль в город Онфлер. Жюри этого фестиваля было представлено очень известными людьми – Питером Устиновым, Филиппом де Брока и другими. Мы получили специальный приз жюри "За лучший дебютный фильм" и приз французского ИНТЕРНЕТА. Нам бесплатно предоставили несколько страниц во французском ИНТЕРНЕТЕ для наших предложений, новостей – сейчас активно идет информационный обмен. И это – выход "Дебюта" на международную арену. Тем более, что во Франции существует специальный центр короткометражного кино, который проявил огромный интерес к нашей студии, и не исключено, что ряд проектов в будущем мы будем делать совместно.
М-И: Можно сказать, что вы с оптимизмом смотрите в будущее?
Б.Токарев: Нам нужно какое-то время, чтобы все наши замыслы превратились в систему, и она начала работать. Мы уже многое сделали: часть нашего фонда мы перевели на электронные носители, начались тесные контакты с телевидением, и сегодня наши картины постепенно появляются на экране. Думаю, нам нужно еще год-полтора, чтобы прийти к стабильному функционированию и начать нормально работать.
"СК-Новости",
номер 41
copyright © 2000-2004 СК-Новости
"Пусть по нашим фильмам дети изучают историю" |
В фильме "Два капитана" Борис Токарев сыграл роль честного и отважного комсомольца Сани Григорьева |
— Это была действительна великая война и столь же великая победа, заработанная потом и кровью нескольких миллионов человек, — сказал Борис Токарев. — Мы обязаны не только помнить о той победе, но и рассказывать о ней нашим детям. Пусть хоть по фильмам они историю изучают. Это гораздо лучше и полезнее, чем бесконечный просмотр боевиков с лужами крови.
— А сами как режиссер не
хотите кино на тему войны снять?
— Сейчас я снимаю фильм под названием "Моя Пречистенка". Это будет игровой
телесериал из 34 серий, охватывающий все события ХХ века. Естественно, что без
разговора о Великой Отечественной войне никак не обойдется. Помимо этого будут
отображены и революции, и Гражданская война, и Чечня.
— Когда зрители смогут увидеть
сериал?
— С этим есть большая проблема, — продолжает Борис Токарев. — У нас сейчас идет
информационная война в полном смысле этого слова. К сожалению, если фильм
снимается на независимые деньги и независимо от какого-либо федерального
телеканала, то протолкнуть его на экраны очень сложно. В погоне за рейтингами
руководство каналов делает ставку на криминал, на интригу, а коли таковое
отсутствует, то извините-подвиньтесь.
Уже отсняли 16 серий и через годик-полтора планируем закончить. А вот когда сериал смогут увидеть зрители, пока сказать не могу. Все зависит от того, как сработает продюсер.
И такая ситуация не только у меня. Взять, к примеру, картину "Московская сага". Сначала Дмитрий Барщевский семь лет снимал этот сериал. Потом потратил еще четыре года на то, чтобы его картину показали по телевизору. Так что никаким другим словосочетанием, кроме как "информационная война", это безобразие назвать нельзя.
Евгения Афанасьева. Фото автора
Борис Токарев проснулся знаменитым после роли в фильме "Два капитана": его до сих пор узнают мальчишки и просят автограф. Вот вам и связь поколений! В его послужном списке также известные кинокартины о войне, самая любимая из которых — "Горячий снег" (за нее актер был удостоен в 1975-м высшей советской кинематографической награды — Государственной премии) и "А зори здесь тихие". Потом были "Сто дней после детства", "Это мы не проходили", "Внимание! Всем постам…". Даже со своей женой Людмилой Гладуненко Борис Васильевич познакомился в 1964 году на съемочной площадке фильма "Где ты теперь, Максим?". Имея за плечами солидный актерский и режиссерский опыт, он как никто понимает, насколько важно открывать новые имена и лица зрителям: вот уже много лет Борис Токарев является художественным руководителем студии "Дебют" при "Мосфильме", вице-президентом Гильдии актеров кино России. Заслуженный артист РСФСР сейчас не столько снимается в кино, сколько сам его делает, причем одним из основных принципов является полная достоверность и никаких специальных эффектов. Один из последних проектов Токарева — многосерийный телевизионный фильм "Моя Пречистенка". С истории создания этого фильма и начался наш разговор с мэтром.
Борис Васильевич, нельзя ли рассказать подробнее читателям и
зрителям о вашей картине?
— Это история одного московского двора на протяжении ста лет. Моя жена Людмила —
автор сценария и режиссер. Сам же я в этом фильме не только режиссер, но и играю
одну из главных ролей — старого князя Репнина. Кстати, это произошло впервые за
много лет: я принципиально не снимался в фильмах, которые режиссировал. Супруга
меня разубедила: "Чего тебе беспокоиться? Рядом есть я, если сфальшивишь как
актер — получишь от меня по башке!". Это очень важно — взгляд со стороны. И я
согласился.
Но создавать фильмы сегодня — удовольствие не из дешевых…
— Фильм финансировало московское правительство. Мы сознательно делали его в
классическом советском киностиле: подробно, без всяких "вывертов" и "фиг в
кармане". Никаких спецэффектов! Если у меня в кадре горит двухэтажный дом,
значит, он действительно горит. Когда мы его построили на Пречистенке и потом
сами же сожгли — у жителей центра Москвы был шок. Но упор в фильме мы делаем на
человеческие отношения. Главные персонажи — три друга и три подруги, судьбы
которых переплетаются. Начало действия — 1900 год. Всего планируется снять 28
серий, 16 из них уже готовы.
Вы уверены, что такие серьезные сериалы будут интересны зрителям, воспитанным
на "Улицах разбитых фонарей"?
— Почему миллионы зрителей посмотрели "Идиота"? Ну как же, говорят теперь
телевизионщики, это же Достоевский — национальный брэнд! Но ведь там длиннющие
монологи и такие же по продолжительности планы. Никто не бегает и не стреляет,
Бортко все сделал так, как написал Достоевский. А зрителю все равно было
интересно, и никто кнопкой переключения каналов не щелкал. Значит, секрет успеха
не только в монтаже и компьютерных технологиях. Дело в человеческой сути, до
которой добрался писатель, а вслед за ним — режиссер и актеры.
Кстати, на этом же канале огромным успехом пользовался и другой сериал —
"Бригада"…
— Это бесспорно талантливый фильм, но пробиваться в жизни с помощью автомата
Калашникова — не мое кредо.
Зато подросткам нравятся бесшабашные парни…
— Представьте себе, "Два капитана" им тоже нравятся. По приглашению Саши Цекало
я был на премьере "Норд-Оста", так меня сразу же обступили тинейджеры. "Вот
Санька Григорьев! — кричали они. — Дайте автограф!" — "Ребята, ступайте в зал —
там сейчас будет ваш Санька!" — отвечал я. "Нет!" — не отпускали меня пацаны. Я
был потрясен. Значит, дело не только в пресловутом рейтинге. Просто телевидение
нужно сбалансировать, не должно быть перекосов — только экшн или только
детективы. Хотя в детективах я тоже снимался — "Маросейка, 12", "Сыщики".
Ваша студия "Дебют", наверное, процветает?
— Дышит пока. Я возглавляю это творческое объединение последние пять лет. Раньше
его статус был равен статусу киностудии "Мосфильм", и "Дебют" имел отдельную
строку в государственном бюджете СССР. Здесь снималось по 15 фильмов в год, и
деньги еще оставались. Надо отдать должное большевикам и коммунистам, которые
соображали, что самое массовое из искусств — мощный идеологический инструмент.
Сейчас денег на дебютные картины выпускников ВГИК нет, и начинающие режиссеры
сами ищут спонсоров.
Сколько сегодня в России стоит полнометражная картина?
— С двумя актерами и без декораций — 500 тысяч долларов. Далее — от миллиона.
Под молодых режиссеров могут дать такие суммы?
— Госкино — да, но при условии, что его экспертное жюри одобрит сценарий. А
частные продюсеры вряд ли. Есть, правда, приятное исключение — Андрей Звягинцев.
Ему повезло с Дмитрием Лесневским. Как руководитель REN-ТВ
сумел рассмотреть в молодом режиссере огромное дарование — для меня загадка. Но
он рискнул и вложил деньги в "Возращение", и в итоге — "Золотая пальмовая ветвь"
в Венеции. Такого в истории нашего кинематографа еще не было!
Много ли в нашей стране таких рисковых продюсеров?
— Например, Сергей Сельянов: его фильм "Брат" стал культовым у молодежи. Этот
продюсер всегда находит какой-нибудь неожиданный ход. Юрий Мацюк c
"Телефильма" — тоже сильный продюсер, он участвовал в создании известного
сериала "Две судьбы". И он же нашел деньги на фильм "Моя Пречистенка", которым
занимаюсь сейчас я. Но таких — единицы.
Востребованы ли сегодня военные картины такого уровня, как ваш "Горячий
снег"? Или это уже перевернутая страница?
— "Звезда" Лебедева, "Кукушка" Рогожкина — другими средствами, но тоже
патриотично снято. Народ валом валит на такие фильмы — так почему же их не
снимать?
Что с вашим давним проектом — фильмом по роману Валентина Пикуля "Три
возраста Окини-сан"?
— В свое время я даже договорился с японцами, которые согласны были взять на
себя половину финансирования. Но вот второй половины я так и не нашел… Поэтому
сценарий закрыт в сейфе, а шифр к замку выставлен на всеобщее обозрение — 5 плюс
семь нолей. Точнее говоря, 50 миллионов. История Цусимского сражения и любви
японки к пленному русскому офицеру никак не может быть дешевле.
Вы могли бы сделать актерскую карьеру на Западе? Сейчас многие российские
актеры мечтают, образно говоря, о голливудской славе…
— Не знаю. В Восточной Европе я когда-то много снимался — в Чехии, Польше,
Германии, Болгарии. Но вообще-то актеров, которые пробились на мировой экран,
можно по пальцам перечесть. Это Олег Янковский, Олег Меньшиков, Владимир Машков,
Александр Балуев.
Валерий Николаев снялся в "Святом" у Филиппа Нойса, в новом фильме "Терминал"
Спилберга…
— Эпизодических ролей много, а главные где? Меня, кстати, тоже недавно приглашал
один американский режиссер — я должен был сыграть русского министра финансов.
Сюжет таков: американцы, радеющие за демократию, направляют в нашу страну
огромный правительственный кредит, а тот, естественно, нашей верхушкой
разворовывается. И вот моего героя по сценарию должны убить бандиты, с которыми
он не поделился. Я пришел к режиссеру в гостиницу. Он спрашивает меня: Вы
по-английски говорите?". "А зачем? — отвечаю я ему. — Вы же в России — говорите
по-русски!" И действительно, почему бы и нет? Приехал в Россию — говори
по-русски! Никому же не приходит в голову явиться в Голливуд и говорить там,
например, на венгерском или татарском.
Он хотел, чтобы и министр финансов России в кадре говорил на английском?
— В том числе. "Как вам наша история?" — спрашивает американец. "Скучная,
банальная! Как только русский человек — так вор, жулик, бандит, пьяница..." Он
очень обиделся, после этого мы не встречались.
Насколько я понимаю, опыт сотрудничества с европейскими режиссерами был у вас
более удачным: например, в Германии вы снимались у известного режиссера Конрада
Вольфа…
— Кони был моим самым любимым режиссером. Он в свое время учился в мастерской
Герасимова, его все звали на русский манер — Колей. А потом он стал ведущим
режиссером в ГДР, был президентом Академии искусств. Я снялся у него в
знаменитом фильме "Мне было 19" — эта картина автобиографична, списана с судьбы
самого Вольфа. В конце войны он мальчишкой ездил по фронтам и агитировал
фашистов сдаваться. С Германией связан еще один очень важный эпизод в моей
жизни. Еще в советские времена побывал я ФРГ, показывал там свои фильмы. Когда
мы приехали в Дармштадт, то после встречи со зрителями ко мне подошла женщина.
Представилась на чистом русском языке: "Меня зовут Неля Гизи", и предложила: "Я
живу рядом, приходите — я вас угощу настоящим борщом!". Оказалось, что в
Дармштадте проживает большая колония русских. А Гизи — очень известная в
Германии фамилия. Предки Нели переселились в Россию еще во времена Екатерины
II, русская царица выделила им
землю в центре Российской империи. А вернулись Гизи на историческую родину уже
из Казахстана.
Я пришел — аккуратненький немецкий домик, все разложено по полочкам. Меня очень
радушно приняли, я как-то сразу проникся симпатией к хозяевам — Неле и ее мужу
Рафаэлу. На следующий год я приехал сюда уже с семьей — Людой и сыном Степаном.
И вновь все прошло замечательно.
Мы вернулись домой, и вдруг Степан заболел. Сына обследовали лучшие в СССР
педиатры. Они поставили ему страшный диагноз. Уже были выписаны очень сложные
лекарства, его собирались класть в больницу. Я запаниковал — набрал номер Гизи и
все рассказал. Рафаэл и Неля отреагировали мгновенно: "Приезжайте, мы покажем
его нашим специалистам!". Я честно признался, что у меня нет денег на оплату их
врачей. "Об этом не волнуйтесь!" — был ответ. Нам немедленно выслали
приглашение. Как только я переступил порог дома Гизи, тут же появился частный
детский доктор. Его фамилию — Кнабе — я запомнил на всю жизнь. Он пришел без
белого халата и повел себя странно — вместо того чтобы с фонендоскопом
осматривать Степана, он стал с ним играть. Бросал ему мяч, с гиканьем гонялся за
ним по комнате, громко смеялся. Он говорил исключительно по-немецки, но со
Степаном они быстро нашли общий язык. Как потом мне объяснила Неля, доктор таким
образом проверял реакцию и координацию движений Степана.
На следующий день доктор Кнабе принял нас в своей клинике. К счастью, у него
была ассистентка — немка из России, которая говорила и по-немецки, и по-русски.
Я говорил по-немецки, но плохо и не знал медицинских терминов — она меня очень
выручила. Я привез с собой заключение наших врачей, переведенное на немецкий
язык. Доктор долго его изучал и сказал: "Я ничего не нахожу вообще!". Кнабе
объяснил, что гормональные аномалии вполне допустимы для организма, который
быстро и неравномерно растет — одна рука обгоняет другую, ноги неодинакового
размера. "Если вы мне не верите, я отправлю вас к своему другу во Франкфурт — у
него огромная клиника, он будет целый день заниматься вашим сыном…" — "Но это же
стоит огромных денег!" — робко сказал я. "Это не ваша забота, мы уже с ним обо
всем договорились!" Я был в шоке от такой бескорыстности… Мы приехали в огромную
детскую клинику во Франкфурте, где были томографы и другая новейшая аппаратура,
которой мы еще и в глаза не видели. Сделали анализы, снимки с помощью этой
супертехники. "Вы знаете, я тоже не нахожу ничего катастрофического! — заявил
друг доктора Кнабе. — Ваш сын находится вблизи границы, за которой начинается
болезнь, но он ее не переступил. Для того чтобы понять, качнется ли маятник в ту
сторону, вы должны приехать ко мне через год. Но скорее всего, этого не
потребуется — просто так он у вас странно растет..."
Через год семья Гизи вновь выслала нам приглашение, мы приехали, обследовались,
и мне сказали, что все отлично и ничего не надо делать. Представьте мои чувства!
Я вернулся в Москву и тут же пошел к тем, кто поставил злосчастный диагноз.
Спрашиваю: "Как же так? После вашего заключения я был на грани сумасшествия!". А
мне отвечают: "У ребенка динамика может идти как в одну, так и в другую сторону.
Понимаете?". "Понимаю, но зачем же сразу выносить приговор?" — задал я встречный
вопрос. внятного ответа не получил. Подозреваю, что в те времена многие
советские врачи таким образом делали карьеру: ставили опережающий диагноз, а
если болезнь не прогрессировала, заслугу в якобы лечении приписывали себе.
Продолжаете ли общаться с семьей Гизи?
— Я не теряю надежды увидеть их у себя в гостях. Степану уже 25 лет, он закончил
МГИМО по специальности "международное торговое право".
Считается, что актеры советского поколения сегодня почти не снимаются в
"новом русском кино". У вас большая загрузка?
— Моя жизнь расписана на несколько лет вперед. А в 2006 году я начну снимать еще
один большой фильм — "Путешествие дилетантов" по книге Булата Окуджавы.
При таком насыщенном графике и масштабных творческих планах хватает времени
на отдых?
— Мы с Людой объездили полмира, но вот в последнее время стараемся отдых
сочетать с лечением. В Тунисе есть интересная процедура, которая называется
талассотерапией. Вас с ног до головы укутывают морскими водорослями — это
омолаживает кожу и отлично восстанавливает нервную систему. Но долго за границей
я быть не могу и уже через неделю начинаю скучать по дому.
Сразу вспоминаете Подмосковье, загородный дом?
— Загородного дома у меня, к сожалению, нет. Есть квартира в знаменитом
четырехэтажном доме, построенном 25 лет назад на берегу Икшинского
водохранилища. Там жили Николай Крючков, Микаэл Таривердиев, Михаил Швейцер и
другие известные люди. Там сейчас живет Алла Демидова и другие замечательные
актеры. Этот дом уникален, он как клуб — хозяева и их гости переходят из
квартиры в квартиру, общаются, пьют чай, угощают друг друга. Такой
доброжелательной атмосферы я больше нигде не встречал.
Беседовал Евгений Глуховцев (Москва)
© "Киевский телеграфЪ" №(267)
http://www.reitingi.lv/reit.php?ln=ru&a=r&act=jaun&id=1360
Борис Токарев –
Приемлю любой жанр кроме скучного
27 июня 2006
11:20
Б.Токарев
- заслуженный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР (1975, за
фильм "Горячий снег"), Лауреат премии Ленинского комсомола (1978, за актерские
работы), В 1960-1961 играл на сцене Московского драматического театра им. А. С.
Пушкина, в 1969-1970 – на сцене ЦТСА.
Художественный руководитель экспериментального молодежного творческого
объединения "Дебют", получил главный приз на ВКФ "Молодость" (1978, за фильм
"Ангел мой").
Предлагаем Вашему вниманию интервью, взятое у Бориса Токарева корреспондентом "Латвияс
Рейтинги" во время недавно прошедшего в Риге медиа-фестиваля "Открытый город -
Москва".
ЛР – Последний раз Вы были в Риге 30 лет назад. Что изменилось? Каковы
впечатления от современной Риги?
БТ – В далеком детстве я имел честь играть на сцене театра им. Пушкина
роль мальчика. Тогда режиссер Туманов принял решение - раз есть актер мальчик на
эту роль, то пусть он ее и играет, не нужно приглашать травести, как это обычно
делается. И потом первые гастроли с театром Пушкина были именно в Риге. Так я
побывал здесь впервые. Поэтому с Ригой прежде всего связаны ностальгические
воспоминания. Естественно, в советские времена мы часто приезжали отдыхать в
Юрмалу - для нас, москвичей, в том числе и для меня, это была абсолютно другая
цивилизация. Я обожал эти уютные кафе, эти узкие улочки, все, связанное с
какой-то особой атмосферой, особым настроением. Это дорого и значимо для меня до
сих пор.
Сейчас Рига стала более шумной, более азартной, более европейской, но этот
особый дух все-таки сохранился до сих пор. Я в полном восторге от базара Берга,
отлично отреставрированного, особенного квартала. Для меня это некое
кинематографическое пространство – проходы-переходы, невероятные декорации могли
бы быть для фильма! Я как-то подсознательно всегда оцениваю архитектуру с точки
зрения пригодности для съемок... вот такая особенность режиссерского восприятия!
ЛР – Вы постоянно занимаетесь поисками и продвижением новых дарований,
новых талантов. Что есть новенького, перспективного – молодые таланты?
БТ – Есть. Есть молодые таланты. Я занимаюсь «Дебютом» последние 7 лет
Сначала я был государственным руководителем студии «Дебют», а потом пришлось
переходить на самофинансирование в силу объективных причин. И сейчас работа
продолжается, изменилась только правовая основа – мы стали коммерческой
организацией: после реорганизации Мосфильма все объединения внутри студии
перешли на самоокупаемость. Я понял, что студию, на которой был снят мой первый
фильм по сценарию Елены Райской, я просто не имею права закрыть. Самое главное,
что все осталось по-прежнему, мы так же работаем с государственными структурами,
так же находимся на Мосфильме.
Есть еще один плюс. Я могу снимать сегодня любые фильмы – и полнометражные, и
документальные, и сериалы. А не только короткометражное кино, как было раньше. А
весь процесс начинается со сценария, с проекта, которые мы потом отправляем на
торги, на конкурс, который мы должны выиграть и получить финансирование в той
или иной форме. Как правило, это 100% поддержка. Мы должны представить на
конкурс и всю фильмографию заявленного режиссера, причем наличие высшего
кинематографического образования обязательно. Высшие режиссерские курсы, или
ВГИК, или Санкт-Петербургский театральный институт. Хотя сейчас очень много
других вузов, готовящих режиссеров, но все-таки уровень их подготовки не
дотягивает, ребята менее подготовлены, это скорее хобби, а не профессия. Для
меня «Дебют» - это не просто первый фильм молодого режиссера. Это и связь
молодых ребят с мэтрами кино. Желательна их встреча. В составе съемочной группы
«Дебюта» всегда есть мэтр.
ЛР - Есть ли какие-либо традиционные «посиделки» на студии, обсуждение
новых фильмов?
БТ - К сожалению, пока в «Дебюте» этого нет. Хотя раньше такая традиция
была. Думаю, что эту традицию мы возобновим.
ЛР - Что Вам ближе – актерская профессия или режиссерская?
БТ - Трудно сказать, но режиссура более соответствует моей сути. Раньше в
Третьем объединении у Юрия Райзена работали все известные имена. Он пригласил
меня. Сегодня вряд ли молодой режиссер может дождаться такого звонка с
приглашением. Поэтому студия «Дебют» призвана помочь молодым вырасти учась у
мастеров. Я хочу показывать дебютные картины продюсерам, руководителям. Так как
зачастую после удачного дебюта молодой человек просто выпадает из поля зрения –
блеснул и все.
При всех сложностях советской системы, это была система. Там можно было понять
дорогу, по которой нужно идти: учеба во ВГИКе – первый фильм в «Дебюте» –
художественный совет, с мнением которого трудно не согласиться – Кончаловский,
Чухрай. Выдающиеся люди, которые очень доброжелательно смотрели эти фильмы и
говорили – да, человек состоялся – это режиссер, он имеет право работать,
снимать фильмы, ему можно доверить. Сегодня себя может назвать режиссером любой,
кому это интересно и кто это может себе позволить в финансовом плане.
Естественно, в таких условиях уровень картин снижается. И это ужасно. «Дебют»
призван по мере сил и возможностей заниматься отбором - находить талантливых
людей и помочь им реализовать себя. Я вижу в этом свою главную задачу.
ЛР - Каков на Ваш взгляд уровень образования в современной российской
кинематографии? Можете ли Вы доверять диплому человека, который приходит к Вам и
говорит: «Вот я режиссер с дипломом, помогите!»? Как вы его тестируете на
профпригодность?
БТ - Для меня как человека, который серьезно занимается этими вопросами,
фактор профпригодности является одним из самых важных. Я тесно связан с
ректоратом ВГИКа, являясь членом аттестационной комиссии, моя подпись стоит и в
дипломах. Я смотрю все их работы и наблюдаю за профессиональным развитием еще со
студенческой скамьи. Я в курсе всего, что происходит, и
это позволяет мне выбирать лучших. Однако, в целом уровень образования по
независящим от ВГИКа причинам резко упал. Это связано прежде всего с самими
мастерами, которые набирают курс. Я, например, точно могу отличить ученика
Хотитненко. Через 10 минут разговора. Потому что они обладают знанием ремесла.
А режиссура – это прежде всего ремесло, тяжелое ремесло, здесь, как во всех
профессиях, есть свои тонкости, которые надо знать. Это технология. Ее надо
знать. Этому надо научить. Так вот не все этому учат, к сожалению. Наверно,
просто не дано им преподавать, не могут. Так, однажды приходит ко мне ученик
одного известного режиссера, не буду называть имя, а то не поверите... так вот
этот ученик не знает, что самый главный сценарий, по которому снимается картина,
это режиссерский сценарий. А когда молодой режиссер (с дипломом!) спрашивает:
«Зачем режиссерский сценарий, ведь есть же литературный?!» Я говорю, - так ты
собираешься лично объяснять каждому, кто находится на съемочной площадке, что
надо делать? Если режиссерского сценария нет, как снимать фильм?!
У многих молодых режиссеров нет этого понятия, их не научили, что надо расписать
каждый кадрик, так как помимо тебя работают еще 50 человек, которые должны
знать, что ты хочешь... Так что некоторые моменты меня просто поражают.
ЛР - Какие фильмы на Ваш взгляд сейчас наиболее востребованы зрителями?
БТ - Приемлю любой жанр, кроме скучного.
ЛР – Расскажите, пожалуйста, о фильме «Моя Пречистенка».
БТ - Эту картину мы сняли вместе с женой – Людмилой Гладунко. Она и
соавтор, и сорежиссер фильма. «Моя Пречистенка» - это оригинальный сценарий –
история ХХ века, которая начинается в 1900 году, а заканчивается в 2000 году.
Это гигантская сага с увлекательным сюжетом и протяженностью во времени. История
века двадцатого, показанная на судьбах одной семьи, их детей, внуков. Двадцатый
век был очень насыщен событиями: сколько революций, войн! Плюс к этому еще и
прогресс технологий.
Нам было интересно посмотреть, что же стало с человеком за этот век. Что мы
приобрели и что потеряли. Это возможность анализа и взгляда со стороны. Но если
в этом и твои взгляды, и твои понятия, и твои желания, то это становится частью
искусства. 20 век – большая часть жизни нашего поколения.
ЛР – Как Вы проводите свободное время, если оно есть?
БТ - А свободное время я провожу за чтением новых сценариев. К сожалению,
90% - это графомания, но что делать, каждый раз есть надежда – что именно сейчас
найду что-то! Реже – интересные книги. Очень люблю ловить рыбу и собирать грибы,
правда, делаю это крайне редко. Что касается путешествий, то я считаю себя
счастливчиком, я объездил уже практически весь мир, даже в Антарктиде был. Легче
сказать, где не был. Не был – в Австралии.
Путешествия – это огромное удовольствие. Теперь я стал понимать пожилых людей.
Это же большое счастье - увидеть мир. Это огромное наслаждение. Мы много
путешествуем с женой и по работе, и как туристы.
ЛР - Спасибо за интервью. Успехов Вам!
Latvijas Reitingi
Актриса
Режиссёр
Людмила Гладунко
родилась 31 мая 1947 в Хмельницком.
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1969, мастерская Б.
Бибикова и О. Пыжовой). С 1969 — актриса Театра-студии киноактера. В кино начала
сниматься в 1960 году.
С мужем Борисом Токаревым - Людмила познакомилась на съемках фильма "Где ты
теперь, Максим?" (режиссер Эдик Кеосаян) в 1964 году. У них есть сын Степан,
который закончил МГИМО.
Фильмография (актриса)
|
|
Фильмография (режиссер)
2001 Не покидай меня, любовь... (совместно с Борисом Токаревым) |
http://www.itcf.ru/about/photo/photo41/data/ic_photo41
Заслуженная артистка Людмила Гладунко не скрывает своих чувств. Она сценарист и сорежиссер картины "Моя Пречистенка", получившей Гран-при в конкурсе "Телевизионные игровые фильмы".
Заслуженная артистка России Людмила Гладунко очаровала строгое жюри и стала победительницей открытого конкурса "Мисс очарование Международного телекинофорума - 2005".
http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=25&tek=19710&issue=261
"РОДНАЯ ГАЗЕТА" № 12(148), 31 марта 2006 г.,
полоса 16
Людмила Гладунко и Борис Токарев: «Наша жизнь - сериал в жанре бесконечности»
В
скором времени на телеэкран должен выйти сериал «Моя Пречистенка», который сняли
знаменитые актеры – супруги Борис Токарев и Людмила Гладунко. Надо сказать, что
еще до телевизионной премьеры сериал стал событием. На кинотелефоруме «Вместе»
он был удостоен Гран-при, а презентации этого проекта проходят при необычайном
(даже для видавшей виды Москвы) стечении народа. Корреспондент «Родной газеты»
заглянул на днях в уютную квартиру этой киношной супружеской четы.
– Сколько уже снято серий?
БОРИС: Готово шестнадцать. Действие последней заканчивается 21 июня 1941 года, в день рождения нашего главного героя. Собираемся довести события до 2000 года.
ЛЮДМИЛА: «Моя Пречистенка» – это история московского двора на протяжении столетия. Хотелось показать весь двадцатый век через судьбы людей одного дворика в центре Москвы, через поколения, в нем жившие и живущие. Помню первый съемочный день: зимой на Воробьевых горах. Там, в очень красивом месте рядом с церковью, сто лет назад офицеры справляют Новый год и на спор с завязанными глазами стреляют по мишеням...
БОРИС: Тогда новое столетие объявляли веком благоденствия и счастья. И вот после стрельбищ, по моде того времени, наши герои собираются для спиритического сеанса и вызывают дух Нострадамуса. А тот вдруг сообщает, что ХХ век будет страшным, смерть для многих покажется благом. Никто не верит, но слова стали пророческими. Задумывая проект, хотелось показать людей из самых разных сословий (а в нашем дворе живут и князья, и белошвейки, и купцы) и через них понять, что же произошло в ХХ столетии со страной, Москвой, со всеми нами, что мы приобрели, а что потеряли.
– Говорили, что даже какой-то дом в центре Москвы вы сожгли?
БОРИС: Нет, не дом, что вы!.. Мы спалили декорацию – макет двухэтажного дома с мансардой. Специально строили во дворе на Пречистенке.
– Раньше, Борис Васильевич, вы никогда не снимались в фильмах, которые режиссировали. Но, насколько мне известно, в данном случае жене удалось уговорить вас сняться.
ЛЮДМИЛА: О, как он не хотел здесь играть! «Ну какой я князь?». Действительно, за Борисом тянется шлейф ролей совершенно иного плана. В конце концов на пробу уговорила. Постепенно втянулся. Очень интересная работа получилась, просто новое актерское качество.
– Скажите честно, а повышать голос на Бориса Васильевича в ходе съемок приходилось?
ЛЮДМИЛА: Иногда хотелось его просто убить! Я человек эмоциональный. Бывают такие моменты, но остываем, все заканчивается миром и пониманием.
БОРИС: Мы с Людой не только единомышленники, а даже единочувственники. Наше такое отношение друг к другу распространялось и на всю группу. После окончания проекта актеры обычно разлетаются в разные стороны, а здесь буквально через день звонят, спрашивают: когда дальше снимаем?
– Ваши личные отношения, значит, крепче крепкого…
ЛЮДМИЛА: Именно. Будь иначе, наверное, разбежались бы давным-давно. А наш только официальный брак длится аж с 1969 года.
БОРИС: Мы познакомились на шесть лет раньше на съемках фильма «Где ты теперь, Максим?». У Люды это был дебют, а я уже имел три-четыре картины. Второй режиссер, показывая мне фотопробы героини, предупредила: «Смотри, не влюбись!» Как писал Зощенко, «тут его слова и подтвердились». С фотографий на меня смотрела пацанка с короткой стрижкой, царапинами на лице и выразительными большими глазами.
ЛЮДМИЛА: Бориному упорству в ухаживании надо отдать должное.
– Настойчив был?
ЛЮДМИЛА: Он даже не ухаживал, а скорее выжидал, когда я созрею для брака. Помню, как Пыжова, которая вела наш курс, на занятиях говорила: «Токарев, отойдите от Гладунко, настоитесь, еще успеете».
– Вы его отвергали?
ЛЮДМИЛА: Не отвергала, нет, но я замуж не собиралась! Окончила школу экстерном и во ВГИК поступила в 15 лет. Потом пять лет знакомства, он делает официальное предложение, а мне не по себе. Подали заявление, я вернулась домой и расплакалась – не понимала, зачем это все нужно, ведь вполне можно было жить, как и раньше.
БОРИС: Да, Люда была совсем не готова. Когда ее мама (известная актриса Рита Ивановна Гладунко. – А.С.) переехала в кооператив и оставила нам квартиру на Мосфильмовской, первое, что предложила Люда, – выбросить из кухни плиту. Слишком много места занимала, мешала поставить большой стол. Жена предполагала готовить на маленькой электроплиточке.
ЛЮДМИЛА: Было дело… А сейчас мы настолько логично и естественно существуем вместе, что и не представляю, чтобы жизнь сложилась по-другому.
– Вам не кажется, что долгая семейная жизнь напоминает этакий сериал?
БОРИС: Конечно. И можно выстроить по драматургии.
ЛЮДМИЛА: Людям, которые долго идут вместе, самое главное – не заскучать. Поэтому нужно стараться жить творчески, с игрой и интересом. И это все в руках каждого.
– И к какому жанру тяготеет ваш семейный сериал?
ЛЮДМИЛА: Жанры постоянно меняются – от «жестокого романса» до пасторали.
БОРИС: А я думаю тут не жанр. Жанр всегда исчерпывает себя. А нам это не грозит.
Беседовал Александр СЛАВУЦКИЙ
ИЗБРАННЫЕ ФИЛЬМЫ
Людмила ГЛАДУНКО |
Борис ТОКАРЕВ, актер, режиссер | ||
Тридцать три |
(1965) |
Верность |
(1965) |
Чистые пруды |
(1965) |
Если ты мужчина |
(1971) |
Фокусник |
(1967) |
Украденный поезд |
(1971) |
Русское поле |
(1971) |
Князь Игорь |
(1971) |
Кыш и Два портфеля |
(1974) |
Горячий снег |
(1972) |
Единственная |
(1975) |
А зори здесь тихие |
(1972) |
Расследование |
(1980) |
Высокое звание |
(1973) |
Нас венчали не в церкви |
(1982) |
Это мы не проходили |
(1976) |
Поручить генералу Нестерову |
(1984) |
Вы мне писали |
(1976) |
Еще люблю, еще надеюсь... |
(1985) |
От зари до зари |
(1976) |
Площадь Восстания |
(1985) |
Два капитана |
(1976) |
Ночной экипаж |
(1987) |
Внимание! Всем постам |
(1985) |
Прощение |
(1992) |
Сумасшедшая любовь |
(1992) |
|
|
President и его женщина |
(1996) |
|
|
Маросейка, 12 |
(2000) |
|
|
Последний бой майора Пугачева |
(2005) |
http://www.moscvichka.ru/article/041/sp4.htm
Жить
душа в душу - это слишком идеалистично, чтобы быть реальностью. Так считают
известные кинематографисты Борис Токарев и Людмила Гладунко, чей семейный союз
насчитывает 36 лет. Их разлучают творческие экспедиции, а объединяет одержимость
своей профессией. «СП» побывал в гостях у авторов нового сериала «Моя
Пречистенка», созданного в рамках московской программы поддержки российского
кино.
О НЕ ПОКИДАЙ ИХ, ОДЕРЖИМОСТЬ!
Москва
— единственный в России регион, где действует своя целевая программа создания
отечественных телефильмов. Картины, снятые на бюджетные деньги столицы,
неизменно приковывают к экранам многомиллионную российскую аудиторию (достаточно
назвать «Две судьбы»). Зрительский успех, несомненно, ожидает и новый сериал
«Моя Пречистенка» (кинокомпания «Телефильм», продюсер Ю. Мацюк). Картина
произвела фурор на Международном телекинофоруме «Вместе» и по праву завоевала
Гран-при. Ее создатели — талантливые актеры, режиссеры, сценаристы Борис ТОКАРЕВ
и Людмила ГЛАДУНКО. С творческой супружеской парой встретился наш корреспондент.
Развенчание мифа
Я был свидетелем триумфа «Моей Пречистенки» на телекинофоруме в Ялте. У меня сложилось впечатление, что данный проект для вас больше, чем картина…
Борис Токарев (Б. Т.): Да, это три года не просто творчества, но жизни. Люда написала потрясающий сценарий, попытавшись посмотреть на ХХ век глазами москвичей, живущих в маленьком дворе. Разные поколения и судьбы. Оказалось, что при невероятном научно-техническом прорыве произошла чудовищная вещь: человечество потеряло веру. А без веры нет понимания того, кто мы и что делаем на этой земле. Сняли пока первую половину задуманного, остановившись на предвоенном рубеже — 21 июня 1941 года. В перспективе еще 16 серий, которые хронологически охватывают период до 2000 года.
Людмила Гладунко (Л. Г.): Это второй наш проект в рамках городской целевой программы, Первым была картина “Не покидай меня, любовь!”. Мы, как и другие российские кинематографисты, очень благодарны московским властям за поддержку, которая особенно во времена “бескартинья” дала многим творческим людям работу, позволила преодолеть отчаяние. А еще помогла развеять миф о второсортности сериального кино.
Б. Т.: У этой программы есть свое, качественное, лицо. Экранизация русской классики или воплощение новых сценарных замыслов — все делается на хорошем кинематографическом уровне. Отсюда и зрительский интерес к данным произведениям.
Дебютантка и «матерый актерище»
Семейная жизнь в определенном смысле тоже сериал. Про счастливые браки говорят, что они заключаются на небесах. Ваш союз, насчитывающий более трети века, не стал исключением?
Б. Т.: На небесах совершается некий выбор. Господь дает тебе шанс: приглядись к этому человеку, с ним можешь пойти по жизни.
Л. Г.: Наверное, мы с Борей были предназначены друг для друга, если так долго живем вместе в первом браке. Хотя все складывалось далеко не гладко. Познакомились на съемках фильма «Где ты теперь, Максим?», нам тогда не исполнилось и 17-ти.
Б. Т.: У Люды это был дебют, а я уже сыграл в трех-четырех картинах, в том числе во «Вступлении», получившем «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале. Матерый актерище! ( Улыбается. — В. Б.) Второй режиссер, показывая мне снимки с кинопроб героини, предупредила: смотри, не влюбись! Как писал М. Зощенко, тут ее слова и подтвердились. С фотографий на меня смотрела пацанка с короткой стрижкой, царапинами на лице, оттопыренными ушами. И — поразительными большими глазами.
Должно быть, партнерша не долго ждала объяснения в любви?
Л. Г.: Верно. Но я была очень юной, и в мои планы замужество не входило. Был долгий период влюбленности, ухаживания. Мы поступили во ВГИК на актерский факультет, учились, снимались. И в том, что в конце концов стали вместе, прежде всего заслуга Бори. Он оказался упрямым и после института разговаривал с моей мамой (Ритой Ивановной Гладунко, заслуженной артисткой России. — В. Б.) , попросил руки дочери. Честно говоря, я при этом не испытывала радости. Боялась, что узы Гименея свяжут мою свободолюбивую натуру. Свадьба была пышной, но потом почти год очень редко виделись: пропадали на съемках, а мужа к тому же забрали служить в Театр Советской армии.
Часов не наблюдая
В дебютной картине Токарева-режиссера «Нас венчали не в церкви» звучит пронзительный романс, в котором есть такие строчки: «Две верных подруги, любовь и разлука, не ходят одна без другой». Это о вас?
Б. Т.: В известной мере, поскольку наша профессия связана с частыми экспедициями. Помню, когда меня утвердили на главную роль в фильме «Горячий снег», я долго отказывался, прятался от режиссера. Надо было на четыре месяца ехать на съемки в Новосибирск, а мне жутко не хотелось расставаться с Людой. В итоге пришлось вмешиваться самому директору «Мосфильма».
Л. Г.: По-моему, все, что ты там заработал, мы, часов не наблюдая, проговорили по телефону. Каждый вечер раздавался звонок, и один и тот же голос девушки на коммутаторе сообщал: ну вот, съемки закончены, вам опять звонят.
Нет худа без добра. За эту роль вы, Борис Васильевич, в 28 лет удостоились Государственной премии…
Б. Т.: Да, это одна из самых дорогих моему сердцу картин. Но любовь могла бы помешать этой работе.
Л. Г.: В нашей жизни многое происходило через преодоление. Однако нам всегда было мало того, что есть на сегодняшний день. Боря во второй раз пошел во ВГИК, на режиссуру, к Сергею Апполинарьевичу Герасимову.
ФРАГМЕНТЫ ФИЛЬМА
"МОЯ ПРЕЧИСТЕНКА"
|
Людмила Михайловна, вы ведь тоже освоили смежные кинематографические профессии. Что к этому подтолкнуло?
Л. Г.: Я все время что-то сочиняла, была такой пишущей актрисой. И в какой-то момент загорелась одной историей, которую, возможно, будем снимать. Сначала писала сценарий от руки на каких-то листочках, потом одолжили пишущую машинку… Одержимость своей профессией — это то, что нас с Борей объединяет и держит рядом. Почему даже с виду благополучные семьи разваливаются? От тоски, скуки. Наверное, это банально, но факт: надо стараться быть интересными друг другу. И еще, как заметил поэт, не позволять душе лениться. Когда брак начинает пробуксовывать, но вы друг другом дорожите, — значит, пора что-то менять внутри себя.
Б. Т.: В конце концов плюнуть на все и поехать куда-нибудь вместе отдохнуть, развеяться. К примеру, за город на денек-другой.
Не хватило легкомысленности
Л. Г.: У нас были разные повороты – и драматические, и счастливые. Поздно родился ребенок. Десять лет неслись по жизни, и вот появился на свет Степан. И радость, и ответственность. От многого мне пришлось отказаться. В ту пору на экран вышла картина «Единственная», посыпались интересные предложения. Но я боялась переложить материнские хлопоты на кого-то, оставить ребенка хотя бы на часок. Мама еще работала, а няням не доверяла. Сейчас понимаю, что не хватило тогда чуточку легкомысленности. Так тряслась над сыном, что где-то подрастеряла в кино.
Б. Т.: Наша профессия в этом смысле жестокая. Если выпадаешь из обоймы, вернуться очень трудно. В постперестроечные годы у меня тоже была тяжелая пауза.
Как все-таки удалось вернуться?
Л. Г.: Кто хочет, тот добьется. Если у человека есть великое желание что-то сделать, его никакие препятствие не остановят.
Вы, однако, оптимистка…
Б. Т.: Нет, это я оптимист, а она — «самоедка».
Л. Г.: На самом деле я та самая упертость, которая, бывает, «достает» окружающих. Скажем, приезжаем на съемочную площадку, тут же подбегают 5—6 человек и в один голос говорят: сегодня по таким-то причинам снимать невозможно. Вроде бы, да, они правы, но я сижу и думаю: как же все-таки выйти из положения, ведь время — деньги? Как сценарист и сорежиссер что-то переписываю, перестраиваю, перекраиваю и добиваюсь результата.
Борис и Людмила с
актрисой, режиссёром В. Фроловой на международном телекинофоруме
|
Не в деньгах счастье
Как в кинематографической семье справляются с ролью родителей?
Б. Т.: С моей точки зрения, воспитание — дело жесткое и даже насильственное…
Л. Г.: А мы, признаться, кисельные родители. Сыну 26 лет, работает юристом в крупной компании. Сейчас вот он, сидя за компьютером, какой-то листочек потерял, и мама должна встать на уши, чтобы найти эту бумажку. (Улыбается. — В. Б.) Боря сделал несколько важных вещей, на которые я была не способна. Он научил Степана плавать. Видеть, как ребенок захлебывается в воде, для меня смерти подобно.
А папа, значит, с присущим ему оптимизмом бросал сына в воду…
Б. Т.: Зачем же бросать?! Все постепенно. Главное, чтоб он не боялся опустить голову в воду.
Л. Г.: Дальше было еще страшнее. Еще в школе Степан получил водительские права и в 18 лет сказал: я сяду за руль и поеду. Вы понимаете, что иметь права и уметь ездить — не одно и то же. Это был бы смертельный аттракцион, до первого столба. Боре хватило терпения обучить его вождению. Но, помимо прагматических навыков, мы постарались заложить в сына много духовных моментов, за что он нам благодарен. Самое важное, чтобы в человеке был развит тот невидимый орган, который позволяет видеть жизнь духовно насыщенной, интересной.
В свое время Борис Васильевич замечательно сыграл главную роль в фильме «Два капитана». Насколько близки идеалы Сани Григорьева нынешней молодежи?
Б. Т.: Знаете, у С. Есенина есть такие строчки: «Другие юноши поют другие песни…» Сегодня у молодежи приоритеты, связанные прежде всего с успешной карьерой, материальным статусом. У меня хватает ума это не осуждать. Но вот сделают ли их эти ценности счастливыми — большой вопрос.
Л. Г.: Они не там ищут богатство. Хотя молодежь разная. В нашем проекте «Моя Пречистенка» четыре актерских дебюта. Среди них есть ребята с очень глубокой и тонкой внутренней структурой.
Выборы? Все зависит от нас
Когда возникает «охота к перемене мест», куда отправляетесь?
Л. Г.: Мы действительно легки на подъем. В Доме творчества на Икше у нас есть квартира. В конце недели стараемся хотя бы на денек туда съездить, подышать свежим подмосковным воздухом. В свое время весь Союз объездили, а теперь есть возможность и на мир посмотреть. Любим бывать в Тунисе, Шарм-эль-Шейхе.
Б. Т.: О, я там дайвингом увлекся — это потрясающе!
На 4 декабря не планируете дальних странствий?
Б. Т.: Это вы о выборах в городскую Думу? Я считаю, что это очень важное событие для всех москвичей. Советская власть в свое время приучила, что от нас ничего не зависит: как скажет Политбюро, так и будет. Я сам был депутатом Моссовета, понимал предопределенность принимаемых решений. Сегодня ситуация совершенно другая. Человек не может сказать: мне все равно. Потому что от его гражданской позиции зависит, как будет жить город, а значит и он сам. Будут ли и дальше строиться удобные транспортные развязки? Повышаться доплаты к пенсиям, зарплатам бюджетников? Создаваться новые рабочие места? Решаться жилищные проблемы?.. Москва стала очень красивым, ухоженным, обустроенным городом, где у человека есть много возможностей для самореализации. Выбирая самых достойных в городскую Думу, мы напрямую способствуем динамичному развитию любимой столицы.
Беседовал Виктор БАРУЛИН
Фото Александра ОРЕШИНА
RÉSUMÉ (ENGLISH) | RÉSUMÉ (RUSSIAN) | HOME